В современном мире существует огромное количество теорий и методик развития детей. Как же нам, родителям, не запутаться, выбрать лучшее, при этом с легкостью переходить от теории к практике. В своем блоге я расскажу о своем поиске, опыте и наших занятиях.

vk.com/club181134080

Теория Множественного интеллекта

Больше всего мне импонирует Теория множественного интеллекта, предложенная Говардом Гарднером в 1983 году, которая рассматривает интеллект в различных конкретных условиях, а не как доминирование одной общей способности к чему-либо.
Это как раз та теория, которая доказывает, что каждый ребенок талантлив, необходимо просто правильно создать условия воспитания, обучения, выстроить правильно окружающую среду.
Гарднер объясняет, что ребёнок, который легко обучается умножению, не обязательно умнее, чем ребёнок, который имеет большие трудности в обучении этому процессу. Ребёнок, который тратит больше времени, чтобы освоить простое умножение: 1) может лучше научиться умножению через другой подход; 2) может преуспеть в поле за пределами математики; или 3) возможно, даже смотрит на понимание процесса умножения на принципиально более глубоком уровне или, возможно, как на совершенно другой процесс. Такое принципиально более глубокое понимание может привести к тому, что внешне выглядит как медлительность, но на самом деле может скрыть математический интеллект, потенциально более высокий, чем у ребёнка, который быстро запоминает таблицу умножения, несмотря на менее глубокое понимание процесса умножения как такового.
Психолог охарактеризовал интеллект не как определенное устройство, которое находится в голове, а как потенциал, который позволяет человеку использовать все свои способности в определенной ситуации.
Теория Гарднера позволила по-новому взглянуть на понятие таланта, способностей и ума, на возможность развивать свой интеллект, а не воспринимать его как данность с рождения до конца жизни. Психолог считал, что именно множественный характер интеллекта позволяет отдельному человеку выбирать себе профессию или хобби, к которым у него наиболее выраженная предрасположенность.
В данной теории выделяют следующие типы интеллекта:
1) природный (натуралистический) - интеллект естествоиспытателя, проявляется в интересе к природе, природным явлениям, животным, растительности, в способности понимать мир природы, различать, классифицировать признаки и свойства окружающей среды. Талант может проявится в садоводстве, химии, астрономии, археологии.
2) музыкальный - характеризуется запоминанием мелодии песен, хорошим голосом, игрой на музыкальном инструменте, пением в хоре и т.д. Этот тип интеллекта основан на узнавании музыкальных образов, включая окружающие нас звуки, и на чувстве ритма. Сильнее развит у композиторов, музыкантов, певцов и танцоров.
3) логико-математический – проявляется в любви к счету и работе с числами, во владении математическими понятиями, в интересе решать логические задачи и головоломки, играть в шахматы, детям свойственно мыслить на более абстрактном уровне по сравнению со своими сверстниками, разбираться в причинно-следственных связях. Развивается по мере взросления человека и с его способностями в математике.
4) экзистенциальный (философский) - считается одним из самых сложных типов мышления. Люди с такими способностями характеризуются интересом к глобальным вопросам, которые касаются сущности человека, смысла его существования. Такие индивидуумы могут выдвинуть новую теорию о жизни и смерти, о возникновении разума, зарождении вселенной. Философский интеллект присущ всем людям в той или иной степени. Ведь все задаются вопросом о собственном предназначении, смысле жизни, почему иногда случается плохое, о карме.  Идеально подойдут такие виды деятельности, как политика, психология, философия, история, археология, литература.
5) кинестетический (телесный) -  люди с таким типом мышления ощущают мир телом и могут обучаться с его помощью. Оно помогает им выразить свои мысли или отношение к предмету. Индивидуумы с кинестетическим интеллектом много двигаются, занимаются спортом, танцами, единоборствами, используют руки для трансформации разнообразных вещей (ремесленник, скульптор, механик, хирург).
6) межличностный (социальный) - это довольно интересный тип мышления. Те, у кого хорошо развит межличностный интеллект, способны легко чувствовать других людей, им подвластна высокая степень эмпатии. Для них характерно легко сходиться с новыми людьми, уметь увлечь буквально с первого слова. Используют разные способы общения: вербальные и невербальные. Священники, политики и дипломаты – это люди, у которых он наиболее развит.
7) пространственный (образный) - человек мыслит и запоминает картинку. У таких людей великолепная зрительная память на лица, места, предметы. Они могут воспроизвести у себя в мыслях даже страницу книги с расположенными внутри картинками и абзацами. Они хорошо запоминают то, что выучили, но если материал подается устно, то практически сразу стирается из памяти. Такой вид интеллекта превосходно развит у художников, скульпторов, архитекторов, изобретателей и шахматистов. Ребенок с пространственным мышлением очень любит собирать пазлы, проходить разные лабиринты и путаницы. У него прекрасно развито воображение.
8) лингвистический (вербальный) - человек очень правильно и грамотно выражает собственные мысли, преобразовывает сложные словесные конструкции, постоянно делится собственными размышлениями, впечатлениями. Индивидуумы с лингвистическим интеллектом характеризуются умением общаться с другими людьми не только при личной встрече, но и на бумаге. Поэтому вербальный тип мышления присущ журналистам, писателям, политикам, переводчикам.
9) личностный (внутренний) – человек демонстрирует чувство независимости, силу воли; реально осознает свои плюсы и недостатки; выполняет задания хорошо тогда, когда ему ничего не мешает; умеет управлять собой; предпочитает работать в одиночестве; точно описывает свои чувства; учится на собственных ошибках; имеет развитое чувство собственного достоинства. Высшей квалификации в этом виде интеллекта достигают психологи, учителя и воспитатели.
Степень проявления и развития того или иного типа интеллекта зависит от жизненного опыта индивидуума, чем чаще человек использует тот или иной тип интеллекта, тем больше возможностей и лучше развивается данный тип интеллекта.
Как утверждает Гарднер, период развития ребенка от 2 до 6—7 лет является одним из наиболее важных в развитии человека, ибо в нем содержится больше секретов и возможностей человеческого развития, чем в любой другой период. Именно в это время ребенок пытается создать всеобъемлющее представление о мире, интегрируя волны, потоки и каналы своих видов интеллекта в понятную версию человеческой жизни, которая включает в себя поведение объектов, взаимоотношения между людьми и зарождающийся свой собственный взгляд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий