В современном мире существует огромное количество теорий и методик развития детей. Как же нам, родителям, не запутаться, выбрать лучшее, при этом с легкостью переходить от теории к практике. В своем блоге я расскажу о своем поиске, опыте и наших занятиях.

vk.com/club181134080

Обзор методик раннего развития

Методика Марии Монтессори. 
Смысл методики в создании специальной среды для ребенка, в которой он живет, играет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок формирует моторные и сенсорные навыки, приобретает опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления. Взрослый вступает в процесс только при необходимости помощи ребенку. Основа методики  М. Монтессори «помоги мне это сделать самому». Для данной методики разработаны дидактические игры для совершенствования слухового, зрительного и тактильного восприятия: нанизывание бусин, пересыпание и сортировка круп, застегивание и расстегивание различных типов застежек и т.д. Все эти упражнения не только тренируют мелкую моторику, но и готовят мозг ребенка к более сложным действиям, таким как чтение и письмо.
Эту методику можно назвать самой популярной среди методик раннего развития.
Плюсы:
- доступность материалов для занятий (начиная от всего, что находиться в быту, заканчивая огромным ассортиментом развивающих игр)
- развитие самостоятельности
- развитие дисциплины
Минусы:
- небезопасность игры с мелкими предметами (М. Монтессори предполагала, что все материалы должны быть в зоне доступности, при таком подходе родитель не может покинуть комнату ни на секунду)
- отсутствует развития воображение (методика не предполагает сюжетно-ролевых игр, чтение сказок и т.д.)

Методика Глена Домана. 

Принципом методики является развитие ребенка с рождения.
- первая ступень интенсивное воздействие на мозг через раннее ползание, сидение, движение;
- вторая ступень интенсивное развитие через активное обучение в течении первых трех лет ребенка.
Почти с рождения ребенку можно показывать большие карточки с «битами информации». Для обучения чтению используйте карточки со словами. Для обучения математике – карточки, на которых цифра заменена соответствующим количеством точек. Для получения энциклопедических знаний – карточки с картинками. Такая карточка может изображать животное, насекомое или произведение искусства. Для этого применяются карточки 10х50 см, в первый день необходимо показывать ребенку 5 карточек (по 5-10 секунд каждую) и произносить название карточки. На этом занятие должно быть окончено. В течение первого дня необходимо эти же карточки показать еще дважды.
На второй день вчерашние карточки повторить и добавить к ним 5 новых. Таким образом, будет шесть занятий, 3 занятия по старым карточкам и 3 по новым.
На третий день добавляется еще 5 карточек, получается 9 занятий.
К пятому дню вы доходите до 25 карточек и 15 занятий. На шестой день добавляются пять новых карточек, но в изученных комплектах вы убираете по одному слову.
Я использовала эту методику по своему, мы изучали геометрические фигуры, цвета и оттенки.
Вот таких результатов мы добились, на видео Арине 1,5.
Могу сразу сказать, что информация как быстро запоминается, так и забывается, поэтому необходимо постоянно закреплять в других сферах деятельности.
Плюсы:
- развитие фотографической памяти;
- знакомство с окружающим миром.
К минусам же я могу отнести:
- ребенок не является активным участником занятия, работают только зрение и слух;
- запоминается только сухая информация, не подтвержденная опытом, которую ребенку будет проблематично применить и проанализировать в последующей своей деятельности;
- форсированное ползание, хождение, сидение могут нанести вред здоровью ребенка;
- не предусмотрено развитие воображения, творческих способностей.
- от родителей требуется подготовка огромного количества карточек либо большие затраты на готовые материалы.
- обучение чтению сводится к запоминанию картинки, с русским языком может сыграть «злую шутку», ребенок не будет замечать окончания слов, склонения слов, тем самым придется переучивать. Либо родителям придется делать карточки со всеми вариациями слова.

Методика Сесиль Лупан.

Согласно её идее, детям предлагаются только те занятия, которые им интересны и только тогда, когда они необходимы самим малышам.
Основные принципы обучения по методике С. Лупан:
1. Составление еженедельного расписания занятий с ребенком.
2. Обучение - это средство гармоничного развития ребенка.
3. Подготовка занятия заранее. Малыш не должен потерять интерес от долгого ожидания.
4. Если ребенок теряет интерес, занятие останавливается.
5. Развитие творческих способности ребенка, занятия проходят с родителями.
6. Развитие познавательной деятельности малыша. Любопытство ребенка всегда должно быть удовлетворено. Постарайтесь ответить на все вопросы, которые задает малыш, даже если вы очень устали. Ваша задача стимулировать его любопытство.
7. Обучение малыша терпению. Ребенок должен понять, сто с его мнением будут считаться тогда, когда он научится уважать мнение других людей.
8. Игра – основная форма обучения. Приобретение определенных знаний проводить в игровой форме. В игровой форме малыши лучше усваивают обучающий материал.
9. Любовь к ребенку на первом месте. Ребенок, растущий в окружение любящей семьи и имеющий положительные представления о себе, будет быстро развиваться и изучать окружающий мир.
10. Интеллектуальное развитие должно идти параллельно с физическим.
11. Стимулирование всех органов чувств, начиная с рождения (зрение, слух, вкус, обоняние, тактильные ощущения)
Сесиль Лупан представила несколько программ обучения: искусство (рисование, музыка), история, иностранные языки, география, счёт, логика, чтение, письмо, развитие речи и другие.
К плюсам можно отнести:
- гармоничное, всестороннее развитие;
- акцент сделан на «любовь» к ребенку;
- материалами к занятиям может служить все, что находится в арсенале родителей;
Минус метода: составления еженедельного расписания 

Методика Фридриха Фребеля. 

Немецкий педагог считал, что с самых малых лет дети должны найти в себе центр всех сил, должны быть свободны и стоять на собственных ногах, наблюдать и исследовать собственными глазами, дети обладают врожденными способностями, которым лишь нужно дать возможность развиваться: Ф.Фребель полагал, что развитие мышления невозможно в одиночестве, находясь рядом с детьми и взрослыми ребенок получает опыт оценки и принятия собственной деятельности. Он создал первый детский сад, в котором принципом было единство воспитания и образования с социумом и природой, следование природе ребёнка, его внутренним законам. Особое место уделялось игре, по его мнению в игре ребёнок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира.
Ф. Фребель разработал структурированные игры для детей «дары», предназначенные для постепенного развития, от простого к сложному. Последние «дары» направлены на развитие математических способностей, словарного запаса, подготавливают к изобразительной деятельности.
Минус этой методики в приобретении дорогостоящих материалов, которые продаются в комплексе для детских учреждений (собственно для них они и разрабатывались). Поэтому описывая «дары», я параллельно буду приводить примеры, что можно использовать в качестве равноценной замены.
Первый «Дар» можно начинать с 2 месяцев. Шесть шаров разного  цвета (красный, синий, оранжевый, желтый, зеленый, фиолетовый) Представляет самую простую в природе форму, не сложный в обращении. Учит перемещению объектов, демонстрирует целостность. Шарики помогают ребенку начать различать форму, цвет и движение. Развивают силу рук, координацию. Шары можно катать, бросать, сжимать, подвесить на нитку и осуществлять движения вверх-вниз, вправо-влево. Важно все действия проговаривать.
Такой «дар» легко создать в домашних условиях (связать, сшить) либо купить мягкие разноцветные шарики, можно повесить над кроваткой вместо мобиля для новорождённого.
Второй «Дар» рекомендуется использовать с 2 лет. Деревянный шар, куб и цилиндр. Помогает детям понимать идею формы, учит сравнивать, развивает моторные навыки.
Использование:
- построение из фигур, пусть ребенок придумывает и описывает, что у него получилось (цилиндр на кубе и сверху сфера получается человека);
- разделение тел, называя геометрические фигуры, сортировка, проговаривание количества тел или количества- поверхностей, краев, углов и т.д.;
- изучение понятия пространства (над-под, спереди-сзади, вверх-вниз и т.д.);
- изучение физических свойств, некоторые из тел катаются (сфера, цилиндр), а некоторые стоят (куб, цилиндр);
- создание узоров и рисунков путем вращения твердых тел.
Цилиндр, шар и куб можно найти в любом конструкторе, желательно выбрать деревянный и нейтрального цвета.
Третий, четвертый, пятый, шестой «Дары» похожи. Представляют собой деревянный куб, состоящий из восьми небольших кубиков, из восьми небольших параллелепипедов, из  27 кубиков, из 36 различных частей, соответственно.
Данные дары развивают навыки конструирования. Дети знакомятся с геометрическими формами, получают представления о целом и его частях. Целое трансформируется в различные формы и возвращается к исходному состоянию. В этом основная идея «созданное никогда не разрушается — только трансформируется».
Сортировка, разделение, подсчет, сложение, вычитание, умножение, деление, дроби и понятия — линия, куб, квадрат, плюс, равный, половина. Также можно создавать симметричные рисунки и узоры.
Используем все тот же конструктор, желательно все составные элементы помещать в квадратную коробку, соответствующего размера.
У нас такой куб, он более сложный, но так же показывает трансформацию целого в части и наоборот.


Седьмой «Дар». Набор плоских геометрических фигур (квадраты, треугольники, круги и т.д.). Демонстрирует абстракцию, подготавливает ребенка к рисованию, развивает воображение. Начинать следует с небольшого количества 4 -7 одной формы. Как только ребенок освоит формы каждой фигуры, можно переходить к комбинации несколько фигур. Такая комбинация позволяет создавать невероятные узоры, цветные рисунки.
Материалы для такой игры можно подготовить из цветного картона.

Восьмой «Дар». Палочки одной ширины, разной длины и цвета. Демонстрируют линию, длину, периметр. С помощью палочек можно начинать освоение арифметики, создавать различные рисунки и узоры, выкладывать геометрические фигуры.
Можно приобрести несколько разных наборов счетных палочек, можно вырезать из разноцветного картона.
Девятый «Дар». Неровная линия или кольцо, которое может быть разделено пополам или на четыре части. Используется для введения понятий целое-половина, диаметр-окружность, внутри-снаружи и концепцию направления кривой. Можно начинать с сравнения с другими фигурами, а продолжать созданием рисунков и узоров.
Кольца можно вырезать из картона.
Десятый «Дар». Точка демонстрирует, что линия состоит из точек. Это высший уровень абстракции — точка без размера. По мнению Фребеля, детей нельзя научить этому абстрактному понятию, но они могут открыть через игру и усвоить смысл. Можно обсуждать какие точки ребенок видит в окружающем мире, складывать разные линии, узоры, осваивать арифметику.
В качестве материалов могут подойти готовые наборы или фасоль, бобы и т.д.
Плюсы методики:
- всестороннее развитие;
- знакомство через опыт с геометрическими фигурами, арифметикой, абстракцией;
- социализация ребенка;
- материалы можно подготовить самостоятельно.
Минусы:
- готовые наборы дорогостоящие;
- небольшое разнообразие игр и материалов.

 

Методика Макото Шичиды.

Макото Шичида (японский профессор, член Международной академии образования) считал, что после рождения и до 3 лет мозг ребенка работает как накопитель. Дети в этот период развития все быстро схватывают, стремятся к знаниям, обрабатывают и анализируют огромные объемы информации. Главная задача родителей – это стимуляция всех органов чувств ребенка и обеспечение окружающей среды для полного их развития. Его методика основана на утверждении, что развитие правого полушария мозга (отвечает за творчество) предоставляет безграничные возможности для развития интеллекта и памяти ребенка. Также профессор считал, что у детей в раннем возрасте можно развить экстрасенсорные способности, интуицию, абсолютный слух, способность к языкам и фотографическую память. По методике М. Шичиды дети могут заниматься от 6 месяцев до 6 лет. Именно этот возрастной диапазон автор считает оптимальным для обучения по своей системе.
Принципы методики Макото Шичиды:
-  все дети рождаются гениями;
- сильная связь между родителями и ребенком;
- доминирование правого полушария мозга у маленьких детей представляет собой уникальную возможность для обучения;
- стимулирование детей должно проводиться при участии всех пяти органов чувств;
-  повторение и последовательность являются ключом к успеху в обучении.
Занятия проходят не более 50 минут, наполненными интересными заданиями для активации правого полушария мозга ребенка.
Одно занятие должно включать не менее 15 различных игр, которые динамично сменяют друг друга (каждое не более 5 минут):
1) медитация под специальную музыку с альфа-волнами, упражнения на внушение;
2) упражнения для дыхания;
3) задания для развития воображения;
4) упражнения на развитие экстрасенсорных способностей, интуицию;
5) работа с флэш-карточками и игры, направленные на развитие фотографической памяти;
6) логико-математические игры (пазлы, логические цепочки, танграмы, головоломки и т.д.);
7) творческие задания;
8) упражнения на развитие сенсорной системы малыша (занятия на восприятия цвета, развитие музыкального слуха, тактильных ощущений, игры на узнавание запахов);
9) повторение упражнений на внушение.
Плюсы:
- методика представляет собой полный комплекс занятий для раннего развития;
- занятие не занимает много времени;
- в занятие можно включать задания других методик развития.
Минусы:
-  подготовка материалов к занятиям.
Наше занятия по данной методике можно посмотреть здесь

Рассмотрев данные методики можно сделать вывод, что их целесообразней применять в комплексе друг с другом.
Мой совет родителям, дети которых ходят в детский сад либо посещают кружки и секции, использовать рекомендации С. Лупан по составлению еженедельного расписание домашних занятий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий